понедельник, 15 сентября 2008 г.

Очерки Российского кайтера

Начало «водной жизни» в кайтинге, мне думается, это как начало райской жизни для континентального райдера – очень многое нам дается не просто, из-за того, что ветер больше любит море.

Но если однажды волшебство водного катания запало тебе в душу, очень сложно от него отказаться. Даже если по началу ты будешь выглядеть вот так.




Как это можно прокомментировать? Поза зародыша – самое подходящее. «Срущая птица» про стойку из той же серии. Что поделать - роды обычно идут в муках.

Но важно верить обещанию дедушки Андерсена – гадкие утята обязательно становятся лебедями. Если ведут себя правильно и с добрыми помыслами.

В средней полосе России первые шаги в кайтбординге нужно совершать обязательно в гидрокостюме и гидротапочках – что позволит находиться в воде гораздо дольше без угроз здоровью и комфорту. Гидрач (сленг. гидрокостюм) в меньшей степени, чем горнолыжный костюм может быть использован в двойном назначении, но деньги стоит потратить, даже если вы не до конца уверены в своем водном будущем, и собираетесь взять для начала инструктора по кайтбордингу.

Рассчитывать на прокат гидрача не совсем правильно – в первую очередь из-за гигиены, во вторую очередь он все-таки может пригодится под иные задачи – под вейкборд, другая водная или парусная активность, или как у меня – я по случаю занимался подводной охотой.

Я выбирал свой первый гидрокостюм следующим образом. Выбирал понравившегося мне производителя, затем остановился на близкой к верхним модели гидрокостюма – меня устроил баланс цены и выгоды, которую я мог уже понять. Наиболее универсальный гидрокостюм – длинный неопреновый костюм 5\3 мм. К гиброобуви рекомендация простая – достаточно 3 мм, мощная резиновая подошва скорее недостаток, чем достоинство – будет тяжело влезать в падсы и контроль доски будет заметно хуже. Сейчас я катаюсь 3мм гиброобуви с небольшим усилением подошвы – нареканий на прочность нет

Откровенно говоря, кататься без гидрообуви еще лучше. Но часто бывает достаточно холодно, или можно поранить ноги.

Храните гидрач высушенным на вешалке – в сложенном состоянии он портится в местах перегиба. Будьте готовы, что вторая ваша половина почти наверняка будет возражать – им не понравится запах материала из которого делают большинство гидрокостюмов, а я его просто обожаю, для меня так пахнет счастье!

Гидрач «любит» когда его берегут, поэтому купите ему одежду – серфшорты и лайкру желательно с длинным рукавом, чтобы были прикрыты колени с локтями. К тому же есть верная примета без «штанов езды не бывает». Для кайтеров «Style» совсем не последнее, а без штанов в трапеции получается вид «беременной балерины» вне зависимости от комплекции. И если учесть, что поначалу езда обычно получается в стойке «срущей птицы», то видок будет забавный.

Т.е. имиджа и зрелищности кайтбордингу без этих вещей вы добавлять точно не будете. Поверьте, что наиболее активное документирование ваших успехов будет на первых шагах – потом близкие вам «документалисты» обычно этим наедаются и первые зрелищные успехи в трюках обычно остаются за кадром. Поэтому в дембельском альбоме по массовости у меня доминирует стилистика «Самурайской Японии»




Непобедимый авантюризм сыграл со мной еще раз в игру - катания с зимним парафойлом на воде, как понятно из фотографий, я не миновал. Смешного и курьезного там хватало, но если честно, то сейчас уже и рассказывать об этом не хочется – такой это кажется никчемностью. Берите инструктора и учитесь на соответствующем оборудовании – клоунады в жизни и так хватает.

Выбор линейки водных кайтов – самый важный и дорогостоящий вопрос. Выбор достаточно большой, на чем остановить свой взор – это решение личное. Мои рекомендации построены по следующей логике:

• Чаще всего вы будете выезжать на выходные на споты рядом с домом,
• Ветер в широтах континентальной России скорее слабый, чем сильный, …
• Скорее рваный, чем ровный …
• Поэтому наиболее востребованным будет «большой размер» купола (для мужчин 11-14 кв.м., для девушек 7-12 кв.м.)
• Имеет смысл переплачивать за дорогие европейские бренды, берущие вознаграждение за доверие к летным характеристикам с широким ветровым диапазонам (депавером) и системам безопасности.
• Потому наш удел – платить за мечту больше, соразмерно величине раскроя, чем тем, кто живет у морей, …

Мне думается, что с моими 65 кг чистого веса, я бы мог обходиться на морях линейкой из куполов 7 и 11 м2, плюс прикупил бы 4-5 метровый на совсем хорошие ветра. А так мой комфортный набор – 9 и 13 метров.

С точки зрения позиционирования – разумно относитесь к агрессивному маркетингу, которым так славны американские производители, делающие упор на массовость. Мне как-то больше импонирует сдержанная добротность «старого света».

Рекомендация в отношении типа купола – выбирайте гибридные кайты. Пока это наиболее передовая, конструкция плоского купола, сочетающая в себе «C» и «Bow» концепции. Как правило с минимальной нагрузкой на планке, гарантирующей правильную свободную стойку и комфорт управления и катания.

Стоит отметить, что совсем первые шаги с чистым bow на самом деле понятней, потому что их отличительная особенность в виде ощутимой нагрузки на планке дает более четкую причинно-следственную цепочку человеку который до этого был долек от кайтбординга. Это выражается реактивностью управления в соответствии с прилагаемым усилием «сильнее тянешь – сильнее результат», т.е. очевиднее «печка», от которой можно плясать. Но есть значительная угроза закрепления неправильной «упертой стойки», нагрузку на руки следует признать чрезмерной и отсутствует четкая обратная связь с кайтом.

В моем флоте есть один малый bow-купол, который прослужил мне летний и зимний сезон, и я им доволен. Но сейчас я его перерос, это уже не второй, а третий резервный номер.

В отношении C-типа ничего сказать не могу – в годы моего «розлива» по совету товарищей я первым номером взял большой гибридный купол лидера кайтостроения. Выбор полностью себя оправдал: и на старте мне «многое прощалось»; и запаса для развития хватает уже на два летних сезона – вложения сработали. Давайте подождем – может быть, я дорасту до понимания C-типа, и расскажу об этом тоже.

В отношении выбора доски у меня было все просто, и я об этом уже писал.

У любого новичка в «досочном» вопросе тоже проходит эволюционный процесс – большая доска (от 140 см) по началу доминирует, а затем с прогрессом переходит на роль «бойца со штилем», уступая модели, позволяющей прыгать.

Полезный совет, до которого я дошел сам – это шкотик, привязанный за болты внутренних петельных закладных – заменитель ручки на доске. Предназначение для «начинающих»:

• очень важна перед водным стартом «проверка работы всех систем» и ты стараешься сразу вдеть ноги в петли максимально плотно, обеспечивая себе контроль…
• потому что после выхода из воды тебе будет хватать других задач, …
• а научиться сразу, поймав носком ноги петлю, на ходу в тапках «доводить ногу» не просто – это приходит с опытом
• Дотянуться до ручки или петли одной рукой, и уперевшись, влезть в петли, управляя кайтом – непростая задача для новичка, требующая группировки, чреватая разворотом в воде, падением кайта и тп.
• Поэтому 10-15 сантиметров от плоскости доски, предоставляемых шкотиком – хорошее подспорье

Эта конструкция легче ручечной – нет дополнительных закладных с болтами и самой ручки. Она будет востребована с приходом опыта, когда накапливается усталость после длительного катания или после бодидрага за доской на глубине – мне это помогает.




Использование лиша для доски может привести к серьезной травме, поэтому лучше пойти на малый риск потери доски, сохранив здоровье. Риск малый, потому что, скорее всего доску тебе подберут товарищи или она приплывет к берегу сама. Использование лиша для кайтборда как-то оправдана только, когда катаешь на отжиме, где берега не видно, и ветер не сильный, и тебе видится, что бодидрагом к доске ты не сможешь вернуться – но это все равно за «уши притянуто», не рискуйте – голова дороже.



Выход на воду, часть вторая.


Однажды, проводя день в компании парапланеристов, когда они летали, я спросил их разрешения сделать пилотажные упражнения недалеко от их стартовой зоны. Они ответили, что «конечно, пошамань – вдруг чего интересного вызовешь».

Очень метко сказано, и просто выражает сторонний взгляд на нас обывателей «они же просто волшебники». И если продолжать линию аналогий – полноценный старт на воде мне напоминает обряд крещения, потому что всегда с тобой должен быть «Креститель» (опытный человек), помогающий:

• зайти в воду,
• предугадать и предотвратить советом потерю контроля над куполом
• поддержать и удержать твое тело от смещений вниз по ветру, когда это требуется
• подать доску
• определить и указать правильный курс старта
• в нужный момент «неразборчивыми криками» указать тебе, что делаешь ты что-то не так.




Меня на воде «крестил» Александр Попов, за счет предварительной подготовки процесс пошел можно сказать с первого раза. В моем случае в предварительную подготовку вошли:

• Опыт зимнего катания - наработанное понимание курсов и ветрового окна
• Опыт выхода из воды на вейковой доске за катером, управление доской на воде – очень и очень полезное занятие
Катание с МТБ
• Тотальный «чес» всех доступных методологических материалов в Интернете.
• Контроль сборки кайта и систем безопасности до уровня близкого к «сборке Калаша»
• Подробный совместный инструктаж всех необходимых действий на воде по отработке наиболее вероятных сценариев. Инструктаж по аварийным ситуациям
• Внутренне осмысление и моделирование своих действий – накопление осознанной уверенности и решимости
• Выезд на море, где ветра достаточно.

Т.е. получился финальный росчерк длинного пути – мне, к счастью, очень повезло с друзьями. С мотивированным, грамотным инструктором было бы короче, я об этом уже говорил.

По своему опыту и по наблюдениям за другими новичками могу сказать что основным препятствием начала движения на воде является неверный выбор курса на старте, при условии, что ветра достаточно:

• чаще всего, направив доску при выходе из воды на «слив», стараются сразу же после выхода, упираясь, максимально вырезаться на ветер. Тем самым, не давая доске разогнаться.
• Как следствие кайт уходит в край ветрового окна, где тяги нет – «вечный двигатель не заводится», хода нет.
• Это происходит из-за страха скорости, который нужно преодолевать.
• Самый лучший способ – совершать первые шаги на большом открытом водном пространстве, которое даст вам уверенность, что вы сможете взять ситуацию под контроль.
• Если вы смогли перебороть свой страх, и дали доске курс на слив по ветру и разогнались, важно не сделать другую распространенную ошибку – забыли что нужно начать упираться на вырезание, заняв правильную стойку на ветер (о ней написано очень много).
• Соответственно уходите в «слив» по ветру, скорость позволяет вам переводить кайт в зону тяги – вы вроде как едете, но не режетесь, опять же из-за страха скорости и производимой кайтом тяги.

Данный вопрос решается накатом, позволяющим поймать момент «вырезания» - определить баланс между указанными крайностям. Страх уходит, если после серии экспериментов по старту, вы перестали каждые раз терять контроль (ронять кайт, опрокидываться через доску, терять доску) – приходит стабильность и уверенность. Наберитесь терпения – все придет. Вот, к примеру, я в свой второй день на воде:





Следующий страх – это вопрос смены курса на обратный, особенно если делать его нужно уже на глубине. Я его решил известным приемом через погружение в воду, в народе именуемом «через попу»:

• Собравшись с мыслями о смене курса, …
• Не торопясь усиливаю доской вырезание на ветер (загружаю заднюю ногу), …
• С плавным переводом кайта в зенит, …
• Скорость замедляется, идет уваливание назад, а пятая точка, опускаемая в воду помогает завершить торможение
• Ты оказываешься в воде с кайтом в зените и доской на ногах
• Торопиться стартовать обратным галсом не надо – поводишь не резко пару раз купол в зените туда-обратно – доску развернет практически перпендикулярно ветру.
• После этого повторяешь упражнение водного старта нужным тебе галсом.

Ну а потом начинает работать известный механизм «наката» - появляется уверенность и идет прогресс, зависимый от вашего таланта, условий катания и правильного выбора оборудования.

Первый продвинутым элементом будет смена галса без погружения в воду, а предела совершенствованию нет. И, пожалуй, на этом моменте я признаюсь в том, что эпистолярное вдохновение меня покидает. Потому что всем тем главным, что в памяти моей живет, я поделился.

Спасибо, что читали.





Последний совет

Больше общайтесь, вливайтесь в серф-культуру, заводите товарищей, наблюдайте - после стартового инструктажа очень многому нужно еще учиться. Подавляющее большинство кайтеров всегда вам помогут, подскажут, покажут пример, уберегут, выручат.

Потому что всякое может быть – сегодня ты помог, завтра тебе помогли. Помогать человеку, с которым есть общность, всегда приятней.

До встречи на воде или на берегу в wind-waiting.
источник: kiteworld



источник: kiteworld.ru

Комментариев нет: